Александра Завьялова

Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.

Актриса Александра ЗавьяловаАктриса Александра Завьялова

Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.

Детство и юность

Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».

Александра Завьялова в молодостиАлександра Завьялова в молодости

Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.

Фильмы

Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.

Александра Завьялова в фильме «Люди на мосту»Александра Завьялова в фильме «Люди на мосту»

Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся Юлиан Семенов и Аркадий Райкин. После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году Герасимов выпускает «Песню о Кольцове» – биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.

В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством Михаила Ромма, посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым Леонидом Быковым, превращается в звезду советского кинематографа.

Александра Завьялова в фильме «Алешкина любовь»Александра Завьялова в фильме «Алешкина любовь»

Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.

Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ Андрея Платонова. В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.

Александра Завьялова в фильме «Фро»Александра Завьялова в фильме «Фро»

Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина «Тени исчезают в полдень», показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.

Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.

Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»

При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.

Александра Завьялова в фильме «Белые одежды»Александра Завьялова в фильме «Белые одежды»

Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с Валерием Гаркалиным и Жанной Эппле в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.

Личная жизнь

Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.

Александра Завьялова с сыном ПетромАлександра Завьялова с сыном Петром

В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.

Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.

Александра Завьялова в последние годыАлександра Завьялова в последние годы

Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.

После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.

Александра Завьялова и ее внучка ДаринаАлександра Завьялова и ее внучка Дарина

В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Смерть Александры Завьяловой

В 2016 году, накануне 80-летия, актрису нашли убитой в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Документальный фильм «Александра Завьялова. Затворница»

В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен длительный срок заключения. Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.

Сын Александры Завьяловой Сын Александры Завьяловой

Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.

Фильмография

  • 1959 – «Люди на мосту»
  • 1959 – «Песня о Кольцове»
  • 1960 – «Алешкина любовь»
  • 1960 – «Ждите писем»
  • 1964 – «Фро»
  • 1967 – «Клятва Гиппократа»
  • 1967 – «Сергей Лазо»
  • 1971 – «Тени исчезают в полдень»
  • 1992 – «Белые одежды»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь Здоров

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
avatar
  Подписаться  
Уведомление о